Разговор за чашкой кофе

Влахо Буковац: путешествие в дом хорватского художника. Часть 2

Цавтат




В продолжение первой части продолжаем писать о Влахо Буковац.

После ухода из Загреба Буковац мирно провел четыре года (с 1898 по 1902 год) в Цавтате в доме, где он родился. Примерно в 1900 году он построил мастерскую на верхнем этаже дома. Он делил дом со своими престарелыми родителями, женой Елицей и четырьмя детьми, рисуя портреты сограждан, пейзажи, городские пейзажи и великие композиции, такие как "Карнавал в Эпидавре" и "Двойная коронация на небесах и на Земле" для украшения потолка Дубровницкого театра. Он участвовал в выставке Тысячелетия в Париже в 1900 году и в Четвертой Венецианской биеннале в 1901 году. Отсутствие крупных заказов вынудило его в 1902 году вместе с семьей переехать в Вену. В Вене он был успешно представлен на выставке в салоне Artin. В 1903 году по приглашению друга своих парижских дней, чешского художника Войтех Хинаиса, он отправился в Прагу, чтобы занять вакантную должность преподавателя в Пражской академии изящных искусств.

Дети Влахо Буковаца


В 1892 году Буковац женился на молодой Елице Питаревич, происходившей из богатой дубровницкой семьи. У них было четверо детей: сын Аго и дочери Мария, Елика и Иванка. Елица и Иванка с юных лет жили и рисовали в мастерской своего отца, а в 1921 году они начали учиться в классе своего отца в качестве одних из первых студенток Пражской академии изящных искусств. Они тоже были художниками. Его дочь Мария была пианисткой, а сын Аго - дипломатом.

АВТОБИОГРАФИЯ „МОЯ ЖИЗНЬ“


В дорожном сундуке Влахо Буковаца представлена рукопись его автобиографии "Моя жизнь" 1918 года. По инициативе своих дочерей Влахо описал в книге свой интересный жизненный и карьерный путь. Исправления к тексту и предисловие к первому изданию - работа известного дубровницкого писателя, современника и друга Буковаца Иво Войновича. Книга была впервые опубликована в Загребе в 1918 году.

ВЛАХО БУКОВАЦ В ПРАГЕ


Последние двадцать лет своей жизни (с 1903 по 1922 год) Буковац провел в Праге, посвятив себя преподаванию в Пражской академии изящных искусств и обучению своих дочерей Иванки и Елицы, которые также были художницами. Почти каждое лето он возвращался на родину. Его первая персональная выставка в Праге состоялась только в 1915 году. Во время Первой мировой войны он написал свою автобиографию, которая была опубликована в Загребе в 1918 году под названием "Моя жизнь". В последний раз он посещал Цавтат в 1920 году. Он умер в Праге 23 апреля 1922 года. Его сопровождали с высшими почестями и похоронили в его родном Цавтате.

„ТИНЕЛЬ“


В гостиной или "Тинеле" есть автопортреты и портреты членов его ближайшей семьи - как представительского, так и интимного характера. Буковац считался превосходным портретистом. От ранних до последних автопортретов можно увидеть развитие стиля Буковаца, основанного на твердой академической манере, позже смягченного влиянием импрессионизма и пуантилизма, а также растущей ролью света в его живописи.

Fantasy 




Получив должность профессора в Пражской академии изящных искусств, Буковац быстро
внес свой вклад в изменение жесткой, строго традиционной концепции образования.

1905 и 1906 годы были самыми напряженными годами пражского периода творчества художника, и это нашло отражение в резком сокращении живописных работ, а также в темах, которыми он занимался. В 1905 году в Пражском обществе Манеса состоялась выставка норвежского художника Эдварда Мунка. Это был настоящий толчок для пражской арт-сцены. Молодые художники и студенты впервые и из первых рук почувствовали силу и характер этого совершенно нового искусства. Хотя Буковац выделялся среди своих коллег как профессор, который предоставлял своим студентам полную свободу в том, как рисовать, все же он оставался для них представителем ушедшего времени. Это нападение на его работу, в первую очередь на его преподавание, Буковац воспринял не так хорошо. Вскоре после этого его поразила смерть матери, и часто из-за болезни он отсутствовал на рабочем месте. Две картины 1906 года, "Фантазия (Главы семьи)" и "Кабинет будущей славы", являются симптомом душевного состояния художника. На очень традиционном художественном языке Буковац показывает здесь причудливые композиции групповых портретов, будь то его собственная семья или его ученики, которые излучают подчеркнутую болезненность. На картине "Фантазия" бледный цвет лица детей, чьи головы повисли на собственных волосах, свисающих белым полотенцем, головы Влахо и его жены Джелики, которые внимательно наблюдают за ними с подноса, две куклы на веревочке, цветы в вазе, чрезвычайно узкий и удлиненный формат картина оставляет у зрителя ощущение беспокойства. На картине "Гардероб будущей славы", которая сейчас утрачена, Буковац наполнил композицию аналогичным мотивом "отрезанной" головы без шеи или тела, изображая себя и своих учеников, столпившихся в шкафу и вокруг него. Буковац все еще оставлял время для своих учеников, которые всегда могли получить его мастерские советы, когда дело касалось рисования и цвета, но он сопротивлялся авангардным тенденциям, и они, в молодости, возможно, возмущались этим.



Его ученики - Эмиль Филла, Антонин Прочазка, Бедржих Фейгл, Эмиль Артур Питтерман-Лонген и другие, впоследствии ставшие основателями группы Osma, - были теми, кто стал носителями прогрессивных течений в чешском искусстве 20-го века.

КОЛЛЕКЦИЯ МЕБЕЛИ


В Доме Буковаца выставлена подборка мебели и предметов домашнего обихода, принадлежавших Влахо Буковацу и его семье. Некоторые предметы были созданы по его дизайну, такие как стулья в "Тинель" (гостиная) - на некоторых из них Буковац вмешался с помощью краски и кисти, например, дверь на втором этаже дома, шкаф, который когда-то был в мастерской художника, или часть шкафа, который все еще находится в мастерской художника. В этой комнате вы также можете увидеть его малярное оборудование. Особое внимание привлекает специально разработанное устройство для смешивания цветов. Также интересно увидеть здесь современные сантехнические сооружения: ванну, домашний туалет и раковину, которые сохранились в их первоначальном виде.

Мастерская


Влахо Буковац построил свое ателье в Цавтате около 1900 года. Он повторял размеры больших комнат на первом и втором этажах. Открытая на юг и к морю с двумя окнами, в то время как большая (оконная) стеклянная стена освещает ее с севера. В мастерской высокий зеркальный свод, который позволяет большему количеству света оставаться в комнате и создать оптимальные условия для рисования. Она соединена деревянной дорожкой с верхним северным садом. Это позволило Буковацу, пионеру пленэрной живописи в Хорватии, установить тесную связь с природой и рисовать при естественном освещении. Сегодняшний интерьер Цавтатской мастерской напоминает о появлении художественных мастерских в конце 19-го и начале 20-го века.



АЛЬБОМ ВЛАХА БУКОВКА


Мастерская в Цавтате - последнее в череде зданий, построенных Влахо Буковацем. У него было собственная мастерская в Париже, построенная в 1887 году в арендованном саду у базилики Сакре-Кер на Монмартре. Во время своего пребывания в Загребе, на сегодняшней площади Томислава, он построил великолепный семейный дом, а на заднем дворе по его проекту была построена роскошная студия. В коллекции Дома Буковаца хранятся фотографии его мастерских Парижского, Загребского, Венского и пражского периодов. Особенно интересен альбом, в котором Буковац собирал фотографии художников в их ателье в Париже. Фотографии были сделаны в 1880-х годах, и их автором является французский фотограф Эдмон Бенар. Они послужили Буковацу моделью и источником вдохновения для проектирования его собственных ателье, которые в то же время были его помещениями для работы, приема клиентов, семьи и дружеских встреч.


Сохраняйте материал, делитесь ссылками и ждите третью, последнюю часть, про этого хорватского живописца!

Чувство прекрасного
Made on
Tilda