Разговор за чашкой кофе

Влахо Буковац: путешествие в дом хорватского художника. Часть 1.

Буковац родился в Цавтате в 1855 году в семье итальянского происхождения. Детство и юность он провел вдали от дома (Нью-Йорк, Кальяо, Сан-Франциско). В 1877 году он отправился в Париж и учился в Школе изящных искусств. После учебы он жил и работал в Париже и регулярно выставлялся в парижском салоне. Между 1893 и 1898 годами он работал в Загребе, где собирал молодых хорватских художников и сильно повлиял на формирование современной хорватской живописи, а также рисовал большие композиции для общественных зданий в хорватской столице.

С 1898 по 1902 год он жил с семьей в Цавтате, жил и работал в родном доме. В 1903 году, после непродолжительного пребывания в Вене, он уехал в Прагу, где работал профессором университета. Он умер в Праге в 1922 году. Его с почестями похоронили на местном кладбище в Цавтате, а в его родном доме открыли музей.

Дом Буковаца является родиной и музеем хорватского художника Влахо Буковаца (1855-1922 гг.), основателя современной хорватской живописи. Дом вырос вместе с несколькими поколениями семьи Фаджиони/Буковац, и в 1964 году он начал свою жизнь как музей. В музее сохранилось более двухсот картин, рисунков и акварелей Буковаца со всех этапов его творчества, богатая коллекция мебели и предметов повседневного обихода, а также архив художника.

Выбор из ценной коллекции представлен на двух этажах постоянной экспозиции музея. Стены восточной части дома расписаны рукой молодого Буковаца. Время от времени в выставочном пространстве на первом этаже проводятся тематические выставки.

В начале 19 века дед художника Джузеппе Фаджиони, итальянский моряк из окрестностей Генуи, потерпел кораблекрушение близ Цавтата. Пока его лодку ремонтировали, он влюбился в молодую Ану Кликан, женился и решил навсегда поселиться в Цавтате. У них было четверо сыновей. Один из них, Агостино, моряк и торговец, женился на Мариетте Перик из Цавтата, и у них было четверо детей: сыновья Йозо и Влахо и дочери Ана и Джорджия.

Йозо был торговцем, как и его отец, дочери вышли замуж и создали свои семьи в Цавтате и на острове Корчула, а Влахо стал художником. В 1877 году Влахо решил изменить фамилию Fagioni на хорватский перевод Bukovac (слово faggio по-итальянски означает бук). Влахо до конца жизни носил фамилию Буковац.

Дом, в котором родился Буковац, и где сегодня находится его музей, вырос вместе с несколькими поколениями семьи Фаджиони/Буковац. Небольшой одноэтажный дом на этом месте в начале 19 века купил дед художника Джузеппе Фаджони. В начале 1870-х годов его сын Агостино построил для своей семьи дом большего размера. Сначала он построил двухэтажный дом, который сейчас занимает восточную часть дома, а его младший сын Влахо украсил его интерьер настенными росписями.


В западной части дома, на месте развалин, он пристроил две большие комнаты одну над другой. Окончательный вид дома был создан около 1900 года самим художником, когда он построил собственную мастерскую на верхнем этаже дома. В доме есть передний дворик с садом и просторный задний сад со средиземноморскими растениями, соединенный деревянной дорожкой с ателье художника. Обнесенный высокой стеной, он повторяет внешний вид типичного городского дома Цавтата.

Буковац родился 4 июля 1855 года в Цавтате. В раннем возрасте он начал рисовать маленькие картинки, которые продавал детям за символические деньги. Он также написал «Богоматерь семи скорбей» (около 1865 г.), которую отнес монахам-францисканцам для благословения. Когда ему было всего двенадцать лет, он вместе с младшим братом своего отца Франо отправился в Нью-Йорк, где помогал в магазине морского оборудования своего дяди.

Его дядя умер вскоре после этого, и тетя нашла новую семью. Влахо отправили на остров Хартс, небольшой остров недалеко от Нью-Йорка, где находилось исправительное учреждение для детей. После того, как он нарисовал портрет первого президента США Джорджа Вашингтона, его учителя помогли ему покинуть Остров сердец и вернуться после четырехлетнего горького опыта к своей семье в Цавтате.

Настенные Росписи

В 1872г./1873г. в подарок отцу молодой Буковац украсил восточную часть дома фресками. В то время, когда ему не было еще и семнадцати лет, он лечился в Цавтате от травмы, полученной на борту лодки, а его отец как раз заканчивал строительство восточной части дома. Влахо расписал стены в стиле Зебедео Пиччини – итальянского художника, активно работавшего в то время в Дубровнике.

Он выбрал схематическую фреску. Декоративные фризы вместе с живописными полями в рамах покрывают нижние части стен. Поля расписаны изображениями различных животных, среди которых есть и экзотические для того времени и места, такие как муравьеды, крокодилы, носороги, лирохвосты, а также изображениями пейзажей с редкими линейно обозначенными полями и декоративными фигурными вмешательствами по краям. . Потолки расписаны в той же манере, обычно окаймлены декоративными элементами.

Исключение составляет комната на первом этаже с бачком и «голубая комната» на втором этаже. Оба сохранили то же схематическое деление. Помещение первого этажа со временем пострадало от сырости, но в верхней зоне сохранились медальоны с автопортретом художницы и с полуфигурами трех женских персонажей.

Углы полей и потолок украшены преимущественно лиственным орнаментом, цветами и замазками. В «синей комнате» фриз украшен балюстрадами с растительными и животными мотивами, а верхние стены заполнены классическими элементами колонн, между которыми на постаментах расположены аллегорические фигуры. Потолок украшен центральным медальоном с женской фигурой, вокруг которого повторяющийся растительный мотив покрывает всю остальную поверхность потолка.

Настенные росписи со временем были покрыты несколькими слоями краски. С 1997 по 2004 год большая часть настенных росписей была обнаружена и сохранена. Настенные росписи до сих пор постоянно сохраняются и реставрируются, при этом обнаруживаются новые детали. Они были созданы путем сочетания настенных техник девятнадцатого века: фреска / секко, эмульсия и темперный слой.

Детство и юность

Детство и юность Влахо Буковаца отмечены многочисленными авантюрными путешествиями и жизнью вдали от дома. После возвращения из Нью-Йорка (1871 г.) он решил продолжить семейную мореходную традицию. В Цавтате он прошел короткую морскую подготовку и был принят курсантом на корабль «Дубровник Восьмой». Он путешествовал между Стамбулом, Одессой и Ливерпулем. Его тяжелая морская жизнь была прервана несчастным случаем; он упал в грузовой отсек корабля и был тяжело ранен. Он выздоравливал сначала в Стамбуле, а затем дома в Цавтате. Полностью вылечившись и покрасив родительский дом, он решил отправиться в Южную Америку со своим братом Джозо.

В Перу, в городе Кальяо, он работал на железнодорожном заводе. Из Кальяо он переехал в Сан-Франциско. Он устроился работать в кафе, параллельно работая в фотостудии и делая портреты на заказ. В Сан-Франциско он принял окончательное решение вернуться в Европу и стать художником.

Образование

Вернувшись из Сан-Франциско, Буковац познакомился с дубровницким поэтом и дворянином Медо Пучичем. В 1877 году с помощью Пучича он отправился в Париж, тогда центр мировой художественной сцены. Его целью было обучение в Школе изящных искусств. Его приняли в уже полный класс профессора Александра Кабанеля после того, как он принес небольшой этюд руки. Образование требовало тяжелой работы, поэтому свой первый учебный год он провел, усердно рисуя в мастерских Академии и делая наброски древних отливок. Он быстро прогрессировал и уже в 1878 году впервые выставился на парижском Салоне и стал первым хорватским именем, внесенным в анналы этой всемирной выставки.

Он получил высшее образование в 1880 году при полном признании профессора Кабанеля и при поддержке коллег. Строго академические элементы в его живописи были трансформированы благодаря принятию им импрессионистской и пленэрной манеры.

Рисунки

Буковац считал рисунок основой серьезного подхода к живописи. Большая часть его художественной деятельности посвящена рисованию: он практиковал его с самого начала своего академического образования, и он последовательно применял свои принципы важности рисунка в своей работе и настаивал на них в своей более поздней профессорской деятельности.

В 1877 году он поступил в парижскую Школу изящных искусств в класс профессора Александра Кабанеля, который сразу отметил недостатки в технике рисования юноши-самоучки из Цавтата. Затем Буковац настойчиво занимался копированием отливок греческих скульптур в отделе античности. Именно в это время были созданы его наиболее точно выведенные рисунки, такие как «Автопортрет» 1877 года.

И все же работы карандашом, углем или мелом редко завершаются как самостоятельное произведение искусства, в основном они остаются набросками или этюдами. Здесь выставлена ​​подборка рисунков из коллекции Дома Буковаца, но в основном это этюды для более крупных произведений, таких как «Дубравка» (1894 г.), потолок театра в Дубровнике (1901 г.) или «Карнавал в Эпидавре» (1901 г.). .

Голубая комната

Это единственная комната, полностью покрытая настенными росписями в стиле классицизма. Фриз выполнен в виде балюстрады с растительными и животными мотивами, а верхние части стен заполнены классицистическими элементами колонн, среди которых аллегорические фигуры на постаментах. Потолок украшен центральным медальоном с женской фигурой, вокруг которого повторяющийся растительный мотив покрывает всю остальную поверхность потолка. «Голубая комната», вероятно, была спальней Влахо Буковаца.

Парижский период

Получив образование, Буковац решил остаться в Париже, где провел период с 1877 по 1893 год. Он был еще студентом, когда его картины были приняты в Парижский Салон, в то время крупнейшую художественную выставку, и он регулярно выставлялся там во время его парижская сцена. Наибольшую славу он испытал в 1882 году, когда публика и критики провозгласили его картину «La Grande Behind» сенсацией Салона.

Однако его сопровождали большие экзистенциальные проблемы, и он часто менял место жительства и работы. Он побывал в Хорватии, Черногории и Сербии, что дало ему возможность дополнительного заработка.

Несколько более безопасный период для него начался с 1886 года благодаря сотрудничеству с английскими арт-дилерами Vicars Brothers. Это позволило ему построить свое первое ателье на Монмартре, в сердце парижской художественной колонии, в 1887 году. В Англии, в Харрогите и Ливерпуле, он время от времени останавливался и работал с богатыми семьями, которые стали его друзьями и покровителями на всю жизнь. В то же время в Загребе в интеллектуальных кругах рос интерес к возвращению Буковаца на родину, потому что в нем видели центральную фигуру и инициатора нового художественного импульса.

Влахо Буковац в Англии

В 1885 году Буковац переехал из парижского Монружа в место недалеко от Пигаль. Он жил, как и многие парижские художники, рисуя для простого существования. Его заметили английские арт-дилеры братья Викары, которые начали представлять и продавать его картины в Лондоне, обычно после того, как они были выставлены в парижском Салоне. Так начались его связи с Англией, которые интенсивно продолжались в течение следующих пяти лет. Это деловое сотрудничество началось в 1886 году, и такое увеличение комиссионных также принесло ему увеличение доходов.

Это позволило ему арендовать элегантную квартиру и построить свою первую мастерскую в просторном саду на Монмартре, за апсидой базилики Сакре-Кер, где он писал на пленэре.

После первого визита к братьям Викарам, у которых была прекрасно оформленная выставка и выставочный зал в центре Лондона, в конце 1880-х и начале 1890-х годов Буковац несколько раз в год останавливался в Англии, рисуя представителей английского высшего общества. В 1888 году в Харрогейте он остановился у Самсона Фокса, а в 1891 году в Ливерпуле у Ричарда и Лауры Ле Ду, где он также провел свой медовый месяц со своей молодой женой Джеликой.

Поскольку эти картины из Англии в основном находятся в частной собственности, о многих из них утеряны все следы.

Репатриация

В начале 1890-х годов в Загребе рос интерес к творчеству и успехам нашего художника Влаго Буковаца. После правительственных заказов на большие композиции «Дубравка» и «Сон Гундулича», а также обещания преподавать в еще не основанной Академии изящных искусств, Влахо Буковац окончательно покинул Париж в 1893 году и переехал в Загреб. Он принес отголоски французской школы живописи, импрессионизма и пленэрной живописи. Это привлекло молодых художников, которые собрались вокруг него и образовали «Загребскую разноцветную школу».

Буковац стал центральной фигурой хорватского современного искусства. Был построен новый Загребский театр, и в 1894 году Буковац сделал для него парадный занавес. Открывались художественные мастерские, и в 1896 году художники совместно выставлялись на выставке «Миллениум» в Будапеште. Они были представлены в отдельном павильоне, который позже был перенесен в Загреб и теперь образует одну из центральных художественно-выставочных площадок столицы. В 1897 году была создана новая прогрессивная Ассоциация хорватских художников, объединившая не только молодых художников, но и более широкий круг загребской интеллигенции.

В том же году Буковац построил собственный дом с ателье на сегодняшней Томиславской площади. После публичной кампании против нового Общества хорватских художников и против себя лично, Буковац, разочарованный, покинул Загреб в 1898 году и удалился в свой родной Цавтат. В том же году он ненадолго вернулся по случаю официального открытия Хорватского салона, который стал эпилогом периода Буковаца Загреба и рождения хорватского современного искусства.

Продолжение ждите на следующей неделе!
Чувство прекрасного
Made on
Tilda