Разговор за чашкой кофе

История журнала и его продвижение

Меня зовут Даша Барташевич, я - журналист, студент, эстет и путешественник. В то время, когда я была на втором курсе бакалавриата, некоторые обстоятельства сложились так, что я начала издавать свой журнал. 



Но, конечно, в то время я понятия не имела, как это реализовать. 

Прошло несколько лет. Журнал стал одним из трех (возможно уже, один из двух) печатных журналов о кофе в России, начал появляться в различных кофейнях от Архангельска до Владивостока, в нескольких кофейнях в Баку (Азербайджан) и в Дубровнике (Хорватия). Его география расширяется, количество партнеров увеличивается, узнаваемость растет, меня же начали приглашать читать лекции в разных кофейных компаниях и в образовательных учреждениях. 

Забавно, что в продвижение я не вкладывала ничего кроме своих сил. Интересно? 

Тогда предлагаю прочитать эту статью и еще раз убедится в том, что все реально. Главное - мотивация и желание работать. 

Как появилась идея 


С идеями в нашем мире сложно. Часто я слышу вопрос, как я пришла к тому, что начала делать журнал, да еще и про кофе. Ответ не уместить в одно предложение: на первом курсе бакалавриата, а учусь я в Финансовом университете на лучшем факультете социальных наук и массовых коммуникаций, я была главным редактором журнала о Москве, который мы решили сделать с другими студентами. 

Спустя какое-то время мне пришлось уйти, и тогда я решила, что буду делать свой проект. Но, конечно, делать журналы я тогда не умела, да даже не представляла, что для этого нужно. Почему-то считала, что самое лучшее - написать бизнес-план, где можно описать какую-то окупаемость и примерно о чем собиралась писать. Это вполне могло сработать, но не в случае с журналом. Так как часто печатка вообще не окупается, да еще и издается достаточно тяжело, особенно в современных условиях, когда цена на бумагу и на картридж растет с какой-то невероятной скоростью.

Когда я приняла решение о том, что буду делать журнал, появился еще один вопрос - о чем писать в этом самом журнале. 

И вот октябрь, мы с одной подругой сидели в “Эклерной Клер” на Сретенке, на столе стояли две чашки с недопитым кофе и лежали мой учебник по французскому и красивая тетрадь с изображением прованских улочек. Мы говорили о будущем проекте и о том, что я не знаю, какое дать журналу название. 

В итоге она сказала: “Даша, подумай, что ты любишь больше всего на свете”. Ответ возник сразу: “кофе и французский, а еще фильмы Вуди Аллена”. 

Решение было незамедлительное: Cafė Sociėtė. 

Только в прошлом году я поняла его смысл, хотя отдельно в этих словах мне все было понятно. Coffee Society - светское общество, термин, которым обозначали интеллигенцию, проводившую часы в кофейных салонах в XIX и XX веках. В переводе с французского Cafė - кофе, а Sociėtė - общество, что является составляющими хорошей кофейни. Так что все встало на свои места - журнал о кофе и о людях. 

Конечно, были полтора года поисков. Так как я не знаю, наверное, ни одного проекта, в котором все бы сложилось сразу и ни у кого не возникало бы вопросов к тому, что делать дальше. 

Изначально к кофе журнал был притянут постольку поскольку: я всегда считала, что красивые вкусные фотографии кофе и кофейных чашек привлекают людей к материалам, а материалы, будучи студентом “рекламы” я предпочитала писать о маркетинге, так как ко второму курсу бакалавриата у меня уже накопилось изрядное количество публикаций в маркетинговых журналах и выступлений на конференциях “Лиги маркетологов”, и я считала себя очень продвинутой в этом. 

Но когда мы выпустили третий номер, я поехала выступать в Питер на конференцию, связанную с экономикой, где презентовала свой журнал. На мое выступление посыпались следующие комментарии: это все, конечно прекрасно, но почему у вас фотографии с кофе, а сам сюжет журнала далеко не про кофе? 

И я задумалась. Это правда был толчок к тому, чтобы пересмотреть концепцию. Тогда я задала сама себе вопрос: что я больше всего люблю? Ответ также как и с названием пришел сразу - кофе. Именно в тот момент я приняла решение оставить название и продолжать, но продолжать выпускать журнал о кофе.

Первые 3 выпуска были очень тонкие и сделанные в Canva, ни я, ни мои подруги, которые помогали с созданием дизайна, ничего не понимали в издательстве, верстке и особо не смыслили в редакторской работе. Четвертый номер был сделан в фотошопе. Кстати говоря, именно четвертый номер оказался самым странным по дизайну и по концепции: от старой еще не отошли окончательно, а к новой еще не пришли. 

Первый выпуск журнала


Второй выпуск журнала


Третий выпуск журнала 


История журнала - это моя история, взросления, становления и решения каких-то внутренних вопросов. 

Идея формировалась, совершенствовалась и в итоге получилось то, что получилось: только год появилось то, чего я изначально хотела - красивый эстетичный журнал, который передает ценности кофейной культуры, рассказывает о людях и об истории, традициях, путешествиях. В общем то, получился журнал, который вдохновляет на творчество, кофепитие и на жизнь. 

Поэтому когда решаете что-то начать делать, не предъявляйте к себе сразу слишком высокие требования, позвольте вашей идее окрепнуть и созреть. Но не тяните слишком долго - делайте, только в работе приходят гениальные идеи и концепции. Чаще устраивайте мозговой штурм и двигайтесь вперед. 

Концепция 


Концепция формировалась по мере понимания кофе как продукта. 

Когда я начала делать журнал, я абсолютно ничего не понимала в кофе и в кофейной индустрии. Это, кстати, важный фактор, когда что-то делаешь - понимание рынка и понимание самого продукта.

Именно журнал помог мне начать изучать кофе и продолжать двигаться в этом направлении. 

Сейчас концепция заключается в том, что этот журнал - издание о кофе для людей. В нем мы пишем обо всем многообразии кофейного мира, отходим от сугубо профессиональных фактов и рассказываем о всем том, о чем не рассказывает ни один другой кофейный журнал в мире.


На личном опыте могу сказать, что очень важно понимать несколько моментов:

  1. Концепция может меняться. 
  2. Концепция не должна быть идеальной.
  3. Концепция имеет право формироваться в ходе деятельности. 
  4. Чтобы быть уникальным важно найти то, что будет отличать вас от всех других и всего того, что было сделано до вас. 

Так что, когда что-то придумывайте, не загоняйте себя в рамки и позволяйте себе немного больше гибкости: нет ничего страшного в том, чтобы изменить изначальный замысел, усовершенствовать его. 

Путь 


Когда рассказываю эту историю людям в медиа, на меня смотрят и до конца не верят, что так бывает. Потому что так складывается очень редко. Здесь можно было бы добавить немного эзотерики и сказать, что “если это наш путь, то силы всей вселенной будут направлены на решение проблемы и т.д. и т.п.”, но, на самом деле, путь - это часто упорная работа, труд, усилия и немного сложившихся обстоятельств. 

Никому не известный журнал начал захватывать кофейный рынок только спустя время, когда я определилась с четким позиционированием, концепцией и дизайном, когда стала понимать, чего я хочу от этого проекта и в каком направлении стоит двигаться. 

Важно! Понимание того, чего вы хотите от своего продукта. 

Ведь, если нет этого понимания, то очень сложно определиться и с ЦА, и с УТП. 

Кстати, об УТП. 

Проанализировав все печатные журналы о кофе на мировом рынке, я поняла, что то, что я придумала со своим проектом - уникально. Основной целевой аудиторией был выбран кофейный мир и те люди, которые в нем вращаются: бариста, обжарщики, владельцы кофейных бизнесов, с другой стороны были посетители кофеен, как хорошо знающие кофе, так и обычные любители рафов и капучино. Моей целью было создать что-то, что удовлетворит все перечисленные категории, в итоге у меня получилось. 
Удивительным событием стало приглашение на выставку Coffee Tea Cacao Expo 2021, куда мы впервые были приглашены в качестве медиапартнера и откуда, в целом, начался кофейный путь журнала. Там произошло событие, которое показало мне, что мы на верном пути. Ребята, занимающиеся продажей зеленого кофе, заинтересовались в журнале, брали экземпляры, сидели и читали статьи про кофе в искусстве, с удивлением говоря о том, что об этом они точно нигде не читали. 

Было необычно классно, что получилось найти те темы, которые не раскрывались в других кофейных изданиях: кофе в искусстве, музыке, литературе, кофе как не символичный продукт потребления. В целом, кофе везде. 

И с прошлого года начался рост. У нас купили зимнюю обложку, потом журнал и меня в том числе пригласили партнером новостному порталу Inc News, мы заключили сотрудничество с “Франкотекой”, плотно стали работать с брендом шоколада Chocolate Choice, к нам стали приходить за журналами. 

Сейчас журнал представлен в кофейнях от Архангельска и до Владивостока, а также в Азербайджане и Хорватии. 

Маркетинг был самый что ни на есть старый - из уст в уста, плюс мероприятия и огромное количество различной работы. Но, вроде бы, это приносит свои результаты. 

Очень верю, что дальше мы будем только расти и совершенствоваться и станем первым всемирным изданием о кофе. 

Продукт, который связан с личностью 


Сейчас все связано с историями и очень важно уметь их рассказывать. А еще важно связывать какой-либо проект с конкретной личностью. В моем случае развитие журнала происходило через меня, так как до сих пор я являюсь основным двигателем в продвижении своего продукта. У нас нет отдельного большого бюджета на рекламу, поэтому в основном вся работа лежит на мне, соответственно с моим ростом и растет журнал. Сейчас мы двигаемся равноправно: иду я - идет журнал, идет журнал - иду и я. 

Всегда помните, что при создании какого-либо продукта всегда важно отмечать, кто задействован в его создании, почему эти люди этим занимаются, что они черпают из этой деятельности. 

Обращаясь к моему случаю, могу отметить, что для меня основным локомотивом всегда был кофе, я развиваюсь в кофейной индустрии, развиваю свой продукт, делаю его еще более интересным, профессиональным и уникальным, что очень важно в современном мире. 

И так стоит действовать в любом сегменте рынка, если вы хотите быть максимально уникальным и экспертным.

Когда я только придумала весь этот журнал, то везде, где только было возможно, я рассказывала про него. Так что - всегда говорите о том, что делаете, рассказывайте, пиарьте это. Нет ничего сложнее самопрезентации и нет ничего легче. 

Соответственно, методы традиционного сарафанного маркетинга до сих пор рабочие, особенно, когда ты еще никто и в индустрии о тебе никто не знает. Таким образом можно заставить говорить о себе. И, как показывает практика, это работает.

Я формировала свою репутацию и своего продукта и продолжаю это делать. И сейчас можно наблюдать, как это начало работать в мою сторону.  

Так что при создании чего-либо сразу думайте о личном бренде и о том, как важно его формировать с самого начала своей деятельности. 

Поиск того самого идеального дизайнера 


Когда я решила делать собственный журнал, помимо вопросов, как это делать и какое придумать название, было важно найти дизайнера. Денег на профессионала в этом деле на втором курсе бакалавриата у меня не было, у родителей я категорически не хотела их просить, поэтому пришлось обратиться к своим подругам, которые вдвоем сделали те самые первые три номера, о которых я писала в самом начале статьи. Получалось достаточно хорошо для людей, которые не занимались дизайном и для журнала, у которого не было ни концепции, ни позиционирования. 

Хотя, интересный факт. Первый номер у меня получилось принести в кофейню “Розетка и кофе” (которая существовала до апреля этого года на Покровке) и договориться о размещении журналов там. 

Так что еще один небольшой лайфхак, если у вас нет миллионов на проект. Разговаривайте и договаривайтесь, ведь сила - в словах!

Четвертый номер в фотошопе сверстал мой бывший молодой человек. Но когда этот журнал увидел мир, мне сказали, что мне срочно нужно менять дизайнера. 

Тогда начали происходить те самые “волшебные” обстоятельства. Или именно то, что я называю вселенским наставлением на путь истинный. 

Конец ноября 2019 года, на следующий день должен был начаться Форум молодых журналистов, который проходил в Эрмитаже, звонок в восемь вечера накануне с просьбой выступить на мероприятии. В пять утра следующего дня я в Сапсане, и уже в 10 - на открытии Форума. Я мечтала сходить на какой-нибудь балет в Эрмитажный театр, а в итоге выступала на сцене сама. Тогда я договорилась на одно из первых интервью с Сашей, которая в то время открыла кофейню “Земля у моря” на петроградской стороне. Именно в той кофейне после разговора с владелицей, я встретила своего следующего дизайнера, сверставшего мне следующие 4 выпуска. 


Это было уже лучше и серьезнее того, что мы делали с девочками до, это стало походить на журнал. Тогда же было принято решение полностью уходить в кофе. 

С каждым новым номером я все больше понимала, что дизайнер мне не подходит - журнал получался слишком темным и депрессивным, немного пустым. Мне же хотелось яркости, позитива, французскости. 

В нашей жизни ничего не бывает случайно. И мой идеальный дизайнер нашелся сам. Одна из подруг, которая помогала с самыми первыми номерами, предложила делать профессиональный дизайн. Уже 6 номеров, как мы работаем снова вместе. Меня все устраивает, каждый раз - я в максимальном восторге от того, что получаю, а читатели всегда восхищаются эстетичным дизайном продукта. 

На заметку: никогда не бойтесь искать, ведь тот кто ищет - всегда находит. Пробуйте и ищите то, что откликается. И слушайте свое сердце, говорите, если что-то не устраивает!

Как менялся дизайн журнала 


Дизайн журнала менялся вместе со сменой дизайнеров и моего внутреннего состояния. От просто дизайна в Канве мы пришли к профессиональному дизайну, собственному стилю и макету. 

Все дается по мере готовности, наш идеальный дизайн, тоже. 


У меня никогда не было отдельного бюджета и огромных денег на издание и рекламу журнала. Все, что приходит сейчас - результат труда и сложившихся обстоятельств. 

Так что если вы хотите  сделать что-то свое, а у вас недостаточно на это свободных денег, то ищите другие способы, смотрите на проблемы нестандартно, используйте сарафанный маркетинг. Выходите за рамки и решайте проблемы так, как вы никогда не решали. 

Когда я начинала я никогда не знала, как и каким образом у меня получится и почему у меня должно получится. Сейчас, пройдя огромный путь, могу сказать, что все дается по мере возможности. Когда мне было нужно всегда находилось то, что поддерживало меня и помогало мне в определенный момент. 

Мне очень помогли тогда с типографией, у меня великолепные фотографы и дизайнер, лучший на свете корректор и автор исторических кофейных рубрик, а главное - у меня невероятные учителя, которые наставляют и направляют меня по жизни. 

На заметку!

Имейте четкий план, но позволяйте иногда отходить от него, потому что главное не план, а та цель, которую вы ставите - так следуйте за ней, делайте свою мечту реальностью и живите свою лучшую жизнь. 

Обнимаю вас и желаю вам вкусного кофе и самореализации!


О создании номера
Made on
Tilda