Разговор за чашкой кофе

Сервиз из 1960-х


В разных скупках и комиссионках Москвы, на романтичных блошиных рынках и на неромантичных сайтах разного старья частенько попадаются кофейные сервизы, произведенные во второй половине ХХ века в странах «народной демократии» и завозившиеся в СССР, особенно в 1960-1970 гг. Вот покупка из доковидной осени 2019 г. – приобретенный за 600 рублей польский кофейный сервиз, включающий в себя: кофейник (высота 20 см, ширина 12 см), кувшин для молока (высота 11 см, ширина 8 см), сахарницу (высота 7 см, ширина 9 см), шесть чашек (высота 5,5 см, ширина 6 см) и блюдца к ним (диаметр 11,5 см). Раскраска этого сервиза бывает разная, причем светлые варианты относительно редки. Форма называется «Кайтек». И по форме, и по раскраске видно, что это 1960-е.

Serwis do kawy „KAJTEK”, proj. Z. Galińska.

ZPS Pruszków, Polska Rzeczpospolita Ludowa, 1961.


Разработан этот «Малец» для прушкувской мануфактуры в отделе стекла и керамики польского Института промышленного дизайна художником Зофией Галинской (1913, Львов – 1998, Милянувек). Название подчеркивает его небольшие размеры, пришедшие на смену основному для Польши или Германии первой половины ХХ века формату кофепития с двухлитровыми семейными кофейниками и крупными чашками.

Сама фабрика столового фарфора в городе Прушкуве (Zakłady Porcelitu Stolowego «Pruszków») была создана в 1872 году Якубом Тейхфельдом и Людвиком Астерблюмом. Тогда Прушков был селом Варшавского уезда в, соответственно, Варшавской губернии. Словарь Брокгауза и Эфрона отмечает, что село это, что расположилось на левом берегу Вислы, было особенно замечательно своим прекрасным парком. Первоначально на фабрике производилась простая керамическая посуда, а также предметы декора, скромно украшенные росписью или штамповкой (орнаментом из цветов, фруктов и веточек). Во время Первой мировой войны завод был разрушен и восстановился с трудом, делая ставку на выпуск технической керамики и плитки. Последним владельцем фабрики был Шлома, он же Станислав, Эренрайх, который спасся (надеемся, что все-таки спасся) бегством из Прушкува в начале Второй мировой войны.


В 1946 году завод был национализирован. Поначалу он еще производил фаянсовые изделия, но в результате расширения и модернизации технологической линии в 1954–1956 гг. перешел на изделия из порцелита – это такой полуфарфор, производимый из дешевого низкокачественного сырья. С 1958 года они стали экспериментировать с посудой характерного грубоватого вида, напоминающую поливную керамику. По этому поводу и сотрудничали несколько лет с варшавским Институтом промышленного дизайна. Начали, кстати, с производства кофейных сервизов.

В СССР 1960-х эти вещи были популярны у тогдашнего среднего класса, их внешний вид сформировал вкус как у потребителей, так и у производителей фарфора и керамики, особенно в Прибалтике. В 1970-е сии предметы на стол уже не ставились, но они перешли в интерьер квартир, использовались в качестве карандашниц, ваз для простых букетиков и пр. Или оказались погребенными где-то на антресолях…

Вот с таких антресолей и был, похоже, извлечен наш сервиз. Купил я его для демонстрации студентам, как пример минималистского дизайна 1960-х. Само же предприятие было признано банкротом 8 октября 2001 года. Земля была куплена в 2005 году девелоперской компанией у конкурсного управляющего, и на ней был построен жилой комплекс (какая знакомая нам в России история). Единственное, что оставалось от завода на его бывшей территории, так это дворец в стиле неоренессанс, построенный во второй половине XIX века как резиденция Якуба Тейхфельда.

Чувство прекрасного
Made on
Tilda