Разговор за чашкой кофе

Пегги Ли и черный кофе

Исполнитель: Peggy Lee

Альбом: Black Coffee

Год: 1953/1956

Лейбл: DECCA

Категория: вокальный джаз

Лучшее переиздание на CD: Verve Master Series, 2004.


Красивая лживая обложка: роза – символ романтики и высоких чувств; жемчуг, снятый не только потому, что мешает пить кофе, но и как прелюдия к полному обнажению; роскошная кофейная пара, со свитой из молочника и сахарницы, своей белизной превращающих тот жемчуг в еще один столовый прибор; и кофейник, в чьем золотом блеске должно отражаться семейное счастье… Но первая же песня этой пластинки: «Я рыдаю всю ночь. А в перерыве – никотин, чтобы стало легче жить. И черный кофе». Трагедия домохозяйки в золотой клетке: «Мужчина рожден для увлечений, а женщина рождается, чтобы рыдать и раздражаться. Оставаясь дома, в одиночестве, топить свои сожаления в кофе и сигаретах».

Это лучший трек альбома, заслуженно передавший ему свое название. Голос Пегги Ли не берет мощью (хотя она трижды признавалась в США лучшей джазовой певицей года – это при их-то уровне конкуренции!), ее манера – напевать, как проговаривать, но главное, что цепляет в этом голосе, – сочетание женской капризности с самоиронией умного человека. Честно, – я не назову другой певицы, в самом голосе которой до такой степени было бы слышно, что она далеко не дура (обычно ум в женском вокале заменяется интонациями стервозности).


Пегги Ли – звезда 1940-х, мировую славу ей принесли записи с оркестром Бенни Гудмена. Но свинг выходит из моды: молодежь увлекает ритм-энд-блюз/рок-н-ролл, а джазовую тусовку – би-боп. В наступивших пятидесятых удел певицы, уже не юной дебютантки, – стать тем, «кого слушают родители». В 1953 году ей предлагают записать первый сольный альбом; и надо записать его так, чтобы не остаться тем, кто развлекает ностальгирующих старичков. Ей это удается, и Пегги Ли – одна из немногих американских певиц 1940-х, кто сохранил актуальность и в 1950-х.


Первоначальный 10-дюймовый альбом (8 треков), был дополнен в 1956 году четырьмя треками и переиздан в новом долгоиграющем формате, как 12-дюймовая пластинка (знакомый нам «гигант»). Послушайте эту пластинку, или хотя бы песню Black coffee (композитор Сонни Берк, стихи – Пол Фрэнсис Уэбстер). Оцените, между прочим, игру трубача Пита Кандолли, создавшего своей игрой атмосферу в пику обложке – с засохшими цветами и треснувшей чашкой, чье блюдце отдано под окурки: «Не сомкнула глаз. Я брожу по комнатам и смотрю, в ожиданье, на дверь. И пью черный кофе, приготовленный по рецепту моей любви…».
Чувство прекрасного
Made on
Tilda