Разговор за чашкой кофе

Репортаж из Эфиопии: рабочее путешествие Сергея Рыбенко

Эфиопия - страна, которая входит в пятерку крупнейших стран-производителей кофе в мире. В год здесь производится около шести с половиной миллионов мешков кофе, половина объема которого потребляется внутри страны — эфиопы сами любят кофе и пьют его несколько раз в день.

Кофейные зёрна экспортируют почти в 120 стран: половина уходит в Европу, четверть — в Азию, а остальное — в Северную Америку.
Кофе в Эфиопии пьют повсюду: в городах и деревнях, от мала до велика. Для местных кофе - это целый ритуал и важная сельскохозяйственная культура.

О своем посещении ориджина, кофейных плантациях и впечатлениях о поездке с нами поделился наш друг Сергей Рыбенко.
О посещении Эфиопии
Я бы разделил рассказ о своей поездке на две части: кофейную и не кофейная, ведь, с одной стороны, мы все-таки осматривали производство, плантации, пробовали, заваривали, ставили каппинги. А с другой, немного познакомились с самой страной, посмотрели на ее жизнь.
Начнем с кофейной истории.

Уже в первый день мы ставили большой каппинг и в течение полудня откапили более 30 образцов. На первом столе был кофе мытой обработки, на втором - натуральной. Впечатление от каппинга осталось очень положительное. В целом, я отметил для себя порядка 10 образцов, которые меня действительно заинтересовали. Там были представлены как Fine Commercial - мытые вторые грейды, натуральные третьи и четвертые грейды, так и Specialty - первые грейды натуральные, мытые, доходящие до 87 баллов.

Я ездил к конкретному производителю зерна - компании Сиз Агро, у которой есть свои фермы, моечные станции, драй-милы (места, где проводят халлинг, очищают кофе от камней, сортируют по размеру и плотности). Компания, правда, использует зерно не только с ферм, которые принадлежит ей, но и покупает на местном рынке производителей, но частично у них есть история с полным циклом.

Полностью кофейным был первый день, помимо каппинга мы посетили еще драй-мил, остальные три дня большую часть времени занимала дорога.
Если коротко объяснять еще раз, что такое драй-мил, то это такое место, где проходит очистка кофе сначала от камней, потом происходит хайлинг, потом кофе сортируется от мусора, который легче зерен, далее проходит скрининг. В отход идет зерно, которое меньше 14 скрина и больше 16, кофе большего скрина также отсеивается - все это идет на внутренний рынок потребления.

Скажем так, если отсеивать кофе больше 16 скрина и пытаться его собрать и продать, то там его остается очень мало, соответственно, не наберется даже на контейнер. Поэтому по их системе они вот это все, что не попадает по стандартам на экспорт, они сбывают на внутреннем рынке.

Помимо всех очисток, скрининга и прочего, кофе фасуется в мешки: с Grain Pro, без Grain Pro - уже по необходимости заказчика.
Во второй день мы поехали в сторону ферм. Дорога заняла весь день: мы проехали мимо региона Сидамо, мы проехали в регион Иргачив и остановились в городе Дила. В пути мы общались с производителем.

На третий день мы отправились на фермы. На фермах мы заехали в деревни, в том числе в Ворка, Челчеле. Кофе отсюда можно встретить на российском рынке у разных импортеров. Помимо деревень мы, конечно же, заглянули на саму кофейную плантацию.
Впечатление о кофейных плантациях
Важно отметить, что те места, которые мы посещали - это не огромные промышленные станции, а достаточно небольшие локальные предприятия. Производитель Сиз Агра, к которому мы ездили,- это не самая большая компания, производящая кофе в Эфиопии.

Впечатление было такое, будто мы приехали на природу, ходили по горам, смотрели какие-то заводики, которые уже не работают ...

Вся основная работа станции обработок и сбора урожая закончилась еще в январе: кофе уже весь был обработан, собран и т.д. Сейчас идет уже подготовка к следующему урожаю в феврале. Первый кофе начинают отправлять в феврале-марте в страны-покупатели.

Это значит, что, условно в России первые поставки свежего урожая в самом оптимистичном варианте будут в апреле, но вероятнее всего в мае, может быть даже в июне.

Мы посещали станции обработки, которые уже не функционировали, то есть там не было очень много людей, точнее там был только обслуживающий персонал, который, грубо говоря, следит за порядком и безопасностью самой станции. Никакой активной работы там не производится.

Мы проехали сквозь несколько деревень. Это очень бедные регионы: там нет ни водопровода, ни электричества, еду готовят на углях, на костре. Тем не менее, у людей есть телефоны, ограниченного количества, естественно, и кнопочные. Есть хорошая одежда.

Мы видели там несколько некоторых людей, которые ходят в костюмах (в тройке или в чем-то другом). В общем, пиджак, брюки, туфли, возможно, там был какой-то праздник. Наблюдается яркий контраст между бедностью и богатством.
Вернемся к кофе.

С этой плантации получается сбор кофейных ягод объемом на один контейнер. Один контейнер - это чуть больше 19 тонн, соответственно с этой территории собирается от 15 до 20 тонн зерен за один урожай, который происходит раз в году.

Плантация переходит во владение исключительно по наследству. То есть ей занимались сначала родители, того, кто ее сейчас владеет. Как нам рассказал владелец плантации: "Родители вели бизнес достаточно старомодно, в том числе в вопросах по ухаживанию за деревьями, высадке и так далее. Когда она перешла к нему во владение, он выкорчевал все деревья, их пересаживали". Он обустроил все более технологично и, естественно, благодаря этому эта территория стала приносить гораздо больше зерен, нежели раньше. Его родители живы и очень им гордятся, в целом, вся деревня им очень гордится, потому что он предоставляет множество рабочих мест.

Находится плантация на склоне, деревья стоят относительно плотно, полив их исключительно естественный: никто не поливает их водой, только дожди. В Эфиопии на законодательном уровне запрещено использовать различные химические удобрения, то есть удобрять можно только естественным способом, таким как компост, навоз, в целом-то и все.

Что еще можно рассказать про кофе в этой поездке?

В большей степени, наверное, это все. Единственное, что можно добавить: в некоторых местах, в которых мы останавливались и пили кофе, а это были проверенные места, куда нас специально приводили (владелец компании Сиз Агра сам выбирал, куда нас водить), мы пробовали кофе по-эфиопски, он готовится в неких кувшинчиках, то ли глиняных, то ли в чем-то из этой серии, на углях, и по консистенции очень напоминает турку.

Подается в чашке маленького объема, меньше 100 мл, очень плотный, но по вкусу достаточно хороший: чистый, не пережаренный, пить его было достаточно приятно.

Несмотря на то, что на внутренний рынок в Эфиопии идет самый худший кофе - все, что ниже пятого грейда, наверное, мы попали в какое-то определенное место, где за качеством все-таки следят, поэтому кофе мы пили достаточно вкусный.

Также несмотря на то, что все готовят на углях традиционным способом, кофемашины, эспрессо и так далее, тоже присутствуют. В основном, в крупных городах и в столице.
Впечатление об Эфиопии
Эфиопия - очень бедная страна. Мы посетили преимущественно большие города, кроме одного дня, когда ездили по деревне, по плантации.


Столица государства - Аддис-Абеба выглядит очень современно, на первый взгляд. Естественно, мы все успели посмотреть лишь поверхностно, проезжали мимо большинства районов просто на машинах. Несмотря на то, что это все очень привлекательно и современно, бедных людей достаточно много.

Если белый человек выходит на улицу и еще не в самом центральном районе, то к нему в этот же момент прибежит множество детей, которые будут просить денег, обязательно подойдет человек с коробкой сигарет. и будет предлагать их купить. Как я отметил выше, очень явно чувствуется разделение на богатых и бедных.

Во время этого рабочего путешествия мы проводили все время с богатыми людьми (владелец компании Сиз Агра, его партнеры, семья и так далее). И, соответственно, мы ходили в дорогие, по меркам Эфиопии, рестораны и другие заведения.

К слову, о ценах.

И в первый день, когда прилетели, мы поехали в какое-то кафе. Нас было 6 человек, мы все там поели, попили кофе, и на шестерых это все обошлось нам примерно в 30 долларов, наверное. Чуть меньше 3000 рублей на шестерых взрослых человек. По российским меркам, в особенности по московским, это совсем не дорого.

Когда ты - белый человек в африканской стране, это всегда привлекает много внимания. Куда бы вы ни приехали, вас облепят дети, торгаши и дальше по списку. Поэтому нас неоднократно предупреждали о возможности карманных краж. С нами такого не приключилось, к счастью, но, скорее всего, просто потому, что мы не очень много куда ходили, точнее, сами мы вообще никуда не ходили.
По поводу криминала.

Нам сказали, что, как бы убивать не убивают, но как бы из кармана что-нибудь стащить могут. С этим нужно быть аккуратней. В Аддис-Абебе запрещено ездить на мотоциклах почти полностью: можно записать мотоцикл на свою компанию или на компанию, в которой ты работаешь, там есть очень лимитированное количество мотоциклов, которые можно записать.

И, в целом, по всему городу местами висят знаки, что проезд на мотоцикле запрещен, даже на таком разрешенном мотоцикле. Связано это с тем, что некоторое время назад было очень популярно воровство на мотоциклах: человек подъезжал, выхватывал сумку, уезжал, или просто едут два человека, не останавливаясь, выхватывают сумки.

Это, в принципе, очень распространенная история и в Бразилии, и много еще где. Поэтому именно в столице мотоциклы запрещены. После этого стало поспокойнее, как нам сказали, в плане криминала. В других городах мотоциклы разрешены, там свободно ездят, это самый популярный вид транспорта, наверное, вне столицы.
О зарплатах работников

Нам не сказали точно, сколько получают работники, условно, драй-милла, но сказали, что это весьма неплохой заработок по меркам Эфиопии.

Сборщики урожая, как нам сказали, работают на плантации с 8 утра до часа дня, и за это время они получают 100 единиц местной валюты, это чуть меньше, чем 1 доллар за 5-часовой рабочий день. Судите сами, много это или мало ...

Эфиопия в плане туризма, наверное, не самая подходящая страна. Если только это не организованная группа, которая будет возить вас из точки А в точку Б все время. Свободно путешествовать с ветерком не получится точно.

Сложно представить, как организовывать переезды между городами. Там, конечно же, есть какие-то автобусы, но нам говорили, что это весьма небезопасно.

Все, сказанное выше, - это мои впечатления от первого и не очень долгого пребывания в стране. Возможно, люди, которые ездят туда самостоятельно регулярно, скажут, что я сгущаю краски. Но я просто делюсь впечатлениями и просто передаю то, что нам говорили местные.Есть много компаний, которые самостоятельно ездят в Эфиопию под новый урожай, пробовать, выбирать себе зерно. Это могут быть и небольшие компании, буквально кофейни. И они, конечно же, более опытны в этих эфиопских вопросах.
Кофе в разных странах
Made on
Tilda